Для тех, кто не хочет перепутать между собой двух разных московских школьников (один из которых никого не убивал, но зато прославился) или не хочет публиковать в своем издании фотографии из США под видом снимков из олимпийского Сочи, вышла специальная книга о верификации фактов и событий.
Подготовили этот учебник для современной цифровой журналистики опытные специалисты своего дела из BBC, Storyful, ABC, Digital First Media и целого ряда других изданий, СМИ и контент-проектов, которые не первый год занимаются проверкой фактов и сопоставлением всех деталей, прежде чем публиковать «сенсационно-скандальную новость».
В пособии под названием Verification Book подробно, с примерами и пошаговыми руководствами рассказывается, как применять проверку фактов в работе с пользовательским контентом (UGC) при подготовке репортажей и срочных новостей.
ПРОЧИТАТЬ КНИГУ
Книгу можно также скачать в одном из популярных форматов для электронных читалок и планшетов.
Целевая аудитория, помимо журналистов, – интернет-маркетологи, блогеры, активисты и волонтеры, стажеры в СМИ и просто люди, которые много и часто делятся всякой информацией в интернете (в особенности в период резонансных политических или общественно значимых событий).
И да, придется подтянуть английский. Для тех же, кто пока не подтянул, – пару интересных инструментов по верификации данных о людях, персоналиях и компаниях, которые упоминаются в Verification Book:
AllAreaCodes: поиск по междунароному телефонному номеру поможет сопоставить достоверность информации о человеке или компании из-за рубежа с реально сущестующими людьми и компаниями в справочниках.
GeoSocial Footprint: сайт для отслеживания «цифровых отпечатков», которые оставляет любое пользовательское устройство, отправляя твиты, фотографии или записи в блогах с прикрепленными к ним координатами местоположения пользователя в настоящий момент.
Hoverme: плагин для Google Chrome, помогающий вытащить данные о пользователе Фейсбука из других связанных с ним соцсетей.
Identify: сбор данных о цифровой личности при помощи плагина для Firefox.
Muck Rack: списки журналистов (ориентированные, к сожалению, только на западный рынок), которых можно найти в Twitter, Facebook, Tumblr, Quora, Google+, LinkedIn.
Person Finder: один из самых известных открытых банков данных тех, кто пропал во время катастроф или природных чрезвычайных ситуаций.
Pipl.com: поиск всех данных о человеке в соцсетях, блогосфере и других интернет-источниках.
Rapportive: удобный плагин для Gmail, чтобы найти все контактные данные по одному только электронному адресу.
WebMii: поиск по ссылкам, связанных с конкретным именем или набором ключевых слов, описывающих личность.
WHOIS: поиск зарегистрированных доменов и данных о местоположении, адресе и контактных данных человека / компании, владеющих конкретным сайтом.
Остальные инструменты и рекомендации вы сможете найти в самой книге: там довольно много интересных примеров, как всё это можно использовать в единой связке для проведения журналистских расследований или проверки фактов и цифр с места событий.
Теги